Количество жалоб на МФО в России выросло почти на 40%
Число жалоб, которые поступили в Центробанк на микрофинансовые организации в 2021 году увеличилось на 37,2% в сравнении с 2020 годом, и составило 33,1 тысячи. Об этом сообщается в отчете Банка России о работе с обращениями граждан.
В отчете указано, что 31,5% жалоб на МФО относилась к использованию закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», 23,5% обращений — из-за особенностей реструктуризации договора займа в пандемию, 14,3% — навязывание дополнительных услуг, 8,6% — взимание различных комиссий, в том числе и за продление срока, 7,5% — мошеннические действия, 6,1% — непосредственно реструктуризация займа, 4,5% — различные моменты, связанные с кредитными историями, 3,8% — превышение предельного размера задолженности.
На сайте Центробанка говорится, что причиной увеличения количества обращений во многом была активность неформальной группы объединенных МФО, которые стабильно действовали с нарушением законодательства и не соблюдали права заемщиков. Ранее говорилось, что 6 МФО, входивших в состав группы, были исключены из государственного реестра, что вызвало видимый спад количества жалоб на МФО в конце года.
Также, значительный рост жалоб был вызван принятием закона, который ограничивает возможности кредитора по общению с родственниками и знакомыми должника. Это привело к увеличению обращений в связи с особенностями взыскания просроченной задолженности.
Количество жалоб по ОСАГО увеличилось на 20% и составило 30,1 тысячи. Отчасти такой рост был вызван введенными в 2020 году ограничениями из-за пандемии, что привело к заметному спаду продаж полисов.
Касательно участников фондового рынка в 2021 году в Центробанке получили в 1,7 раз больше обращений, нежели в 2020 году. Это объясняется значительным притоком новичковы на рынок ценных бумаг, а также множеством жалоб на компании, у которых была отозвана лицензия на профессиональную деятельность.
Суммарно регулятор принял 250,5 тысячи обращений от потребителей финансовых услуг, что почти на 10% ниже, чем в 2020 году. В целом, уменьшение количества жалоб связано со снижением числа обращений по вопросам реструктуризации кредитов из-за пандемии.
И именно из-за этого резко уменьшилось количество жалоб на банковские структуры (на 27%). Но в то же время, потребители стали намного чаще жаловаться на банки по причине различных мошеннических действий (рост составил 36,8%), основной вклад вносит телефонное и кибермошенничество.