Финансовый омбудсмен бьет недобросовестные практики на финрынке

Финансовый омбудсмен, Юрий Воронин, объявил о выявлении более 20 видов недобросовестных практик на российском финансовом рынке в 2022 году. Эту информацию он представил в ходе презентации годового отчета, подчеркнув важность борьбы с такими неправомерными действиями со стороны финансовых организаций.
Среди обнаруженных недобросовестных практик были выявлены случаи, когда кредитные организации взимали комиссии за подключение к программам коллективного страхования, превышающие сумму страховой премии в несколько раз. Также отмечены случаи списания средств с клиентов из-за некорректного расчета кросс-курсов валют, что рассматривается как «неосновательное обогащение».
Микрофинансовые организации (МФО) также были упомянуты в отчете. По словам Воронина, МФО в некоторых случаях предлагали заемщикам дополнительные услуги и при отказе от них значительно снижали сумму предлагаемого займа. Он также отметил, что страховые компании могут указывать продолжительное время ремонта застрахованных автомобилей в заявлении о страховом случае мелким шрифтом, вместо включения этой информации в сам договор страхования.
Обнаруженная информация о недобросовестных практиках направляется в Банк России, что свидетельствует о стремлении регулятора принимать меры по устранению таких нарушений. Центральный банк создал институт финансового омбудсмена для разрешения споров между гражданами и финансовыми организациями в досудебном порядке. Этот институт стал обязательным для банков с января 2021 года, а для страховых компаний и МФО — с более ранних дат.
В рамках процесса разрешения споров (если сумма претензий составляет не более 500 000 рублей), клиенты должны сначала обратиться к финансовому омбудсмену, прежде чем подавать иск в суд против финансовой организации или страховщика. Обращение к финансовому омбудсмену является бесплатным для клиента, и он рассматривает жалобы в течение 15 рабочих дней. Решения, принятые финансовым омбудсменом, обязательны к исполнению для компаний, что обеспечивает защиту прав потребителей.
Борьба с недобросовестными практиками на финансовом рынке становится все более актуальной, и введение института финансового омбудсмена является важным шагом в защите интересов клиентов и обеспечении прозрачности и этичности в финансовой сфере. Регулярное выявление и документирование недобросовестных практик помогает улучшить законодательство и регулирование, а также повысить уровень доверия клиентов к финансовым организациям в России.